Сейчас специалисты производят анализ почвы. Образцы, предназначенные для этого, берутся под строениями, которые можно датировать.
Также имеет значение и состояние слоев почвы – они не должны быть нарушены. После анализа специалисты определят, какие растения здесь росли, а значит, смогут сказать, что здесь было раньше – лес или поле. По почве можно определить и то, какие катаклизмы были в этом месте в прошлом.
«На срезе почвы можно увидеть, что здесь несколько раз были пожары. Мы возьмем пробы, не затрагивая эти слои. Для анализа необходимо большое количество земли, в которой мы попытаемся обнаружить пыльцу растений. В отложениях она может сохраняться в течение нескольких тысяч лет», – рассказала Мария Носова, научный сотрудник главного ботанического сада Академии наук (г. Москва).
Пробы берутся не только из почвы, но и из найденных на месте раскопок сосудов. Археологи будут работать на Благовещенской, 20, еще несколько дней. В одном секторе раскопок культурный слой оказался гораздо глубже, чем предполагали специалисты.
«В северо-западной части раскопок культурный слой оказался существенно глубже, чем мы предполагали, перепад глубины до метра. На основании разведочной шурфовки мы изначально этого не увидели», – отметила Наталья Васильева, археолог, руководитель раскопок.
В ходе работ было найдено несколько тысяч различных находок. Это фрагменты керамики, посуда, кости животных. Особо ценных объектов около 350. Все они будут изучены, отреставрированы и, в дальнейшем, переданы в фонды Вологодского музея-заповедника. В раскопках специалистам помогают волонтеры.
Историю города, его архитектуру и культурное наследие важно сохранять для потомков. Воссоздать тот или иной фрагмент жизни Вологды иногда помогают малейшие детали. Потому большое внимание городские власти уделяют сохранению и восстановлению исторической части Вологды. Сейчас ведется работа по реставрации деревянного дома на Благовещенской, 20. Вместе с общественностью составляется перечень домов, которые хоть и не входят в перечень архитектурного наследия, но, по мнению вологжан, достойны сохранения.
Алёна Закатаева