• Дата изменения: 24.03.2010

Традиционная вышивка


Традиционная вышивка

Традиционная вышивка

Вышивка – один из наиболее древних и распространенных видов украшения ткани на Руси. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубины истории. Вышитый узор представляет собой древнюю знаковую систему. Каждая деталь узора и ее цвет имели свое определенное значение.

Существует большое разнообразие техник вышивки, которыми украшали полотенца, скатерти, предметы костюма. Традиционными на Русском Севере были счетные швы. Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий графический рисунок, одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Распространен был также «набор», напоминающий тканый узор. Строчевые вышивки в основе своей всегда имеют сетку, созданную из разреженной ткани фона, по которой плотный узор выполнялся настилом или штопкой. Эти вышивки очень изящны и красивы. Своеобразие вышивки «вологодское стекло» состоит из узорных розеток, выполненных при помощи «сновок», обшитых петельным швом с легкими воздушными геометрическими орнаментами на сквозных ажурных фонах. Узорами вышивок служили величественные павы, женские фигуры, барсы, кони, олени, растительные мотивы. Орнаменты располагались широкими и узкими полосами, выполнялись обычно красными нитями по белому или серому фону. Чрезвычайно декоративной вышивкой был цветной тамбур с рельефными плавно изгибающимися линиями узора.

Особенно богаты вышивкой были праздничные вещи, так как предназначались для проведения определенных обрядов. Любое значимое для человека событие от рождения до смерти не могло состояться без использования в нем особых одежд и полотенец. Расшитые красным по белому полотенца принимали новорожденного и они же провожали в последний путь. Не менее 40 полотенец должна была вышить невеста для свадебного обряда, чтобы одарить ими жениха и родню, украсить свадебный поезд. Вышивкой украшала девушка горловину, рукава и подол рубахи для жениха. Но более того расшивался наряд невесты. Начиная с исподней рубахи и заканчивая головным платком, орнаментировалось все. Именно орнамент давал право девушке перейти в иное социальное и духовное состояние, из одной жизни, девической, к жизни зрелой женщины, способной к продолжению рода.

Традиционная вышивка

Традиции вологодских вышивальщиц со временем не исчезли. И по сей день трудолюбивые руки современных мастериц повторяют на ткани старинные узоры, занимаясь реконструкцией народных костюмов, изготовлением полотенец, скатертей. Традиционной народной вышивкой в Вологодской области сейчас занимаются многие. Основным источником знаний о законах этого мастерства и его основах являются музейные коллекции. Непосредственное участие в восстановлении традиций вологодской вышивки принимает Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, имея в своих фондах уникальные образцы вышивок. При нем уже несколько лет работает студия вышивки, где проводится не только обучение технике, но и глубокое изучение традиций вологодской вышивки.

Современные мастера, используя разнообразные старинные техники, умело превращают ткани в подлинные произведения искусства. Они создают орнаментальные композиции на основе древних традиций, но с учетом веяний моды. В выставочных изделиях мастера чаще всего обращаются к архаическим орнаментам, наполненным глубоким смыслом. Сегодня традиционные вышивки развивают мастера центров традиционных ремесел, искусству вышивки обучают в студиях, ПТУ №15 народных промыслов, некоторых школах области.



Подняться вверх