Д.Медведев: надо упростить доступ малого бизнеса к системе госзакупок


  • Дата изменения: 04.04.2011

"Я полностью поддержал бы все, что сказано было Анатолием Дмитриевичем (Артамоновым, губернатором Калужской области). Надо создать такие условия, когда участие в электронных торгах и вообще в процедурах государственных для малого бизнеса будет гораздо менее обременительным", - сказал Медведев на совещании по исполнению своих поручений, которое проходит в режиме видеоконференции.

Губернатор Калужской области, выступая в ходе совещания, отметил, что малый бизнес не в состоянии участвовать в торгах, поскольку для него выставляются очень жесткие условия.
"У нас вся система построена таким образом, что малый бизнес может войти в нее только ценой неимоверных издержек, но если он туда уже может зайти, то это не малый бизнес, он должен перейти в другое качество. А эта система должна быть открытой. Она должна содержать минимальное количество ограничений, мер обеспечения, то есть здесь нужно учесть все, о чем говорят, чтобы малый бизнес все-таки мог полноценно участвовать в системе государственных закупок, включая электронные торги", - подчеркнул глава государства.

Электронные торги должны стать приоритетом в системе госзакупок в РФ на федеральном и региональном уровне, хотя это и не исключает применения других механизмов, считает Дмитрий Медведев.

"Я считаю, что все равно курс на повсеместное внедрение электронных торгов на федеральных площадках, на региональных площадках никакой альтернативы не имеет. Но это не означает, что не могут применяться какие-то иные процедуры в рамках, установленных законом, там, где мы видим возможность их применения, включая и процедуру предварительной квалификации", - сказал Медведев.

При этом президент подчеркнул, что необходимо четко регламентировать, когда используются электронные торги и когда - какие-то другие процедуры. "Потому что очевидно, что приоритет должны иметь именно электронные торги", - сказал он.

Глава государства признал, что электронные торги имеют свои изъяны и, как любые другие механизмы, могут использоваться во вред. "Электронными торгами, как и другими инструментами, наверное, можно манипулировать, но все-таки количество недостатков в электронных торгах применительно к условиям нашей жизни существенно меньше, чем количество достоинств", - сказал Медведев.

Президент потребовал от правительства доклада о том, как идет разработка законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок.

Д.Медведев отметил, что эта тема затрагивает интересы миллионов людей. "Тема резонансная, о ней постоянно рассуждают в разных средах, эксперты, да и просто люди, говорят о том, что делается правильно, а что - неправильно, на их взгляд", - сказал глава государства.
Он признал, что "бюджетные ассигнования на госзакупки выделяются значительные, однако организация тендерной работы идет довольно сложно, далеко не всегда правильным образом".

"Часть средств, по сути, просто разворовывается, и это абсолютно нетерпимо. С этим необходимо бороться всем, кто отвечает за проведение тендеров - и в правительстве, и в правоохранительных структурах", - заявил президент.

Он напомнил, что поднимал эту проблему в прошлогоднем послании федеральному собранию. "Еще раз подчеркиваю, нам нужны внятные прозрачные и эффективные правила действия в сфере проведения закупок. Это касается планирования обеспечения государственных нужд, обоснования начальных цен закупок, управления исполнением контрактов, мониторинга этих контрактов", - уточнил Медведев.

Только такая система, по его словам, позволяет обеспечить рациональное использование бюджетных средств.

"Я давал поручение правительству подготовить новое законодательство в этой сфере. Доложите, что сделано", - потребовал глава государства.

Новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики Медведев поручал разработать до 1 апреля. В конце ноября прошлого года президент в послании к парламенту раскритиковал действующий закон - по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее 1 триллиона рублей в год.

Профильные ведомства несколько месяцев обсуждали два конкурирующих документа - концепцию поправок в закон о госзаказе, подготовленную ФАС, и концепцию закона "О федеральной контрактной системе" (ФКС), разработанную Минэкономразвития и Высшей школой экономики. В итоге глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что действующий федеральный закон №94 ликвидировать не планируется, позиции министерства и ФАС близки, а вопрос - создавать ФКС отдельным законом или поправками - чисто технический.

Подготовленная Минэкономразвития и НИУ ВШЭ концепция проекта закона о ФКС существенно расширяет свободу выбора заказчика при размещении контракта. Концепция предусматривает прогнозирование закупок товаров, работ и услуг для госнужд; формирование заказчиками планов обеспечения своих нужд; исполнение и мониторинг контрактов; приемку и анализ контрактных результатов для планирования будущих закупок, а также ведение реестров государственных (муниципальных) нужд.

Подготовленная Минэкономразвития и НИУ ВШЭ концепция проекта закона о ФКС существенно расширяет свободу выбора заказчика при размещении контракта. Концепция предусматривает прогнозирование закупок товаров, работ и услуг для госнужд; формирование заказчиками планов обеспечения своих нужд; исполнение и мониторинг контрактов; приемку и анализ контрактных результатов для планирования будущих закупок, а также ведение реестров государственных (муниципальных) нужд.

По материалам: ИА "Альянс Медиа"


Подняться вверх