Антикризисные советы для малого бизнеса


  • Дата изменения: 27.12.2011

Мировая экономика, действительно, переживает непростые времена, это влияет и на российскую экономику, поэтому многим компаниям малого и среднего бизнеса (МСБ) имеет смысл серьезно задуматься над развитием в ближайшее время и на всякий случай подготовиться к возможным трудностям. Особенно актуально это может быть для предприятий малого бизнеса.

О вероятности возникновения в России второй волны финансового кризиса в последнее время говорят так же часто, как о приближении зимних холодов или Нового года. Безусловно, у этих опасений есть веские основания, но, на мой взгляд, зачастую они все же преувеличены. Пока Евросоюз более или менее успешно справляется с финансовыми проблемами. Высокая цена на нефть «держит» наш бюджет. Российские банки за последние два-три года накопили активы и ужесточили систему риск-менеджмента. Думаю, что в самом ближайшем будущем глобальные финансовые потрясения России не грозят.

Но все же..

Совет номер 1: следить за неуклонным ростом собственного капитала в бизнесе, не усердствовать с кредитами, не спешить занимать у банков максимально возможные суммы. С бурным развитием на кредитные деньги сейчас лучше немного подождать. На всякий случай сейчас компаниям имеет смысл прогнозировать свое будущее, исходя из пессимистичного варианта развития событий. К примеру, если предприятие занимается поставкой какого-либо товара, стоит предусмотреть в планах, что цена на него может быстро снизиться. А вот на то, что упадут цены на комплектующие и сырье, наоборот, лучше не рассчитывать.

Надо быть готовым к тому, что поступление выручки может непредсказуемо измениться, и могут возникнуть кассовые разрывы. В свою очередь, банк-кредитор, несмотря ни на что, будет требовать равномерного поступления платежей и процентов за обслуживание кредита. Просрочка чревата санкциями со стороны банков — хотя бы просто потому, что они обязаны применять меры к заемщикам, которые пропускают очередные платежи. В результате излишнее увлечение кредитами в случае ухудшения финансовой ситуации может обернуться настоящим кошмаром для владельца бизнеса. Кстати, не случайно в кризис 2008-2009 гг. выжили в первую очередь компании, которые подошли к нему с оптимальной кредитной нагрузкой и не проводили рисковую политику по привлечению инвестиций в свой бизнес.

Совет номер 2: четко отслеживать дебиторские платежи, отсекать ненадлежащих плательщиков. Ведь если они в некризисное время платят с грехом пополам, то в кризис не будут платить вообще. Дисциплина и контроль рисков, а не накапливание проблем ради расширения продаж — это должно стать одной из важнейших заповедей для компании МСБ.

Совет номер 3: анализ затрат. Это, кстати, не помешает и тогда, когда кризиса никто не ждет. Разумная экономия бизнесу еще никогда не вредила. Неплохо было бы проанализировать расходные статьи, прежде всего наиболее затратные — например, аренду, может быть, выбрать менее дорогую недвижимость или потесниться на уже занимаемых метрах.

Кроме того, можно исследовать рынок поставщиков, вполне возможно, найдется кто-то, с кем можно заключить более выгодные контракты.

Стоило бы также подумать над кадровой политикой, может быть, какую-то часть работ можно безболезненно передать на аутсорсинг. В случае кризиса от услуг аутсорсеров можно легко и быстро отказаться — без излишней бюрократии, моральных терзаний и выплат материальных компенсаций.

Но здесь я бы рекомендовал компаниям быть предельно аккуратными. Как мы помним, первое, что сделали многие в 2008-2009 гг., — сократили часть сотрудников. Опыт показал, что сокращение персонала — не всегда верный шаг. Хотелось бы предостеречь компании от этого, так как не всегда на увольнении «лишнего» персонала получится много сэкономить, зато потом, после завершения кризиса, набрать квалифицированных сотрудников будет достаточно сложно и, возможно, они обойдутся компании дороже, чем прежние.

Совет номер 4. И, возможно, самый главный. Проанализируйте свой продукт и возможные изменения спроса на него во время кризиса. Пока не поздно, скорректируйте по необходимости ассортимент, добавив в линейку более дешевый продукт, сформировав «эконом-пакет» услуг. Попробуйте диверсифицировать предложение, это сделает ваш бизнес более маневренным в нестабильное время. Впрочем, этот совет актуален и для «мирного времени». Он принесет пользу компании, если кризис и вовсе не наступит.

Совет номер 5. Подстрахуйтесь и проведите юридический анализ договоров, будьте готовы в случае возникновения проблем отстаивать свои права в суде. Сегодня многие компании МСБ не обращаются в суд в силу недостатка компетенции. Но к подобным ситуациям стоит готовиться заблаговременно, в том числе с помощью специалистов, которые помогут грамотно составить нужные документы.

И последнее. Что бы ни случилось, какие бы не маячили впереди перспективы, — не теряйте оптимизма. Берегите здоровье. Цените отношения — как в жизни, так и в бизнесе. Помните: у каждого бизнесмена должны быть свой врач, адвокат и банкир. Надеюсь, первые два вам не очень пригодятся.

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Источник: Ведомости


Подняться вверх