Глобальный мониторинг предпринимательства 2011 по России


  • Дата изменения: 07.03.2012

Cостоялась презентация Шестого национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011». По результатам отчета лишь каждый 22-ой россиянин (4,6% населения) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем.

Для сравнения, в странах, которые входят в группу БРИКС, предпринимательство играет существенно большую роль. Так в Китае каждый 4-ый респондент является ранним предпринимателем, в Бразилии – каждый 7-ой, а в Южной Африке – каждый 10-ый.

В России лишь 2,8% трудоспособного населения являются владельцами фирм, которые действуют на рынке более 3,5 лет. Это говорит о том, что преодолеть препятствия, связанные с начальным этапом развития фирмы, удается лишь немногим начинающим бизнесменам. На 160 ранних предпринимателей приходится 100 устоявшихся. В экономически развитых странах, наоборот, количество владельцев устоявшихся компаний превышает количество ранних.

Основной причиной закрытия бизнеса выступает его нерентабельность, что связано с неспособностью предпринимателей на начальном этапе объективно оценить перспективы своей деятельности. А большинство выбывших из бизнеса (58%) больше не планируют в дальнейшем связывать судьбу с предпринимательством.

Для большинства российских предпринимателей открытие собственного дела является добровольным шагом, однако мотивированы они в основном желанием не потерять уровень своего дохода, существовавший ранее, а не увеличить его или получить независимость.


Согласно выводам российской части исследования, только незначительное количество опрошенных планирует открыть свое дело в ближайшие годы. Лишь каждый 20-ый трудоспособный россиянин хотел бы создать новую компанию. Это самое низкое значение показателя среди стран–участниц проекта. В среднем в странах с близким уровнем экономического развития о своем намерении стать предпринимателем заявил каждый четвертый.


В России среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, около 40% составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть еще один бизнес. Свежий приток в российское предпринимательство в 2011 г. могло составить лишь 3,6% россиян.

Непредприниматели негативно оценивают возможности для ведения бизнеса: в 2011 г. только 19% из них сочли условия для предпринимательского старта благоприятными. 82% россиян, не являющихся предпринимателями, считают, что у них нет необходимых знаний и навыков для ведения бизнеса, в то время как среди предпринимателей только 20% сомневаются в своих компетенциях. Половина россиян боится провала своих начинаний. Среди тех, кто все же создал компанию, таких лишь четверть», - делает выводы Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель НУЛ исследований предпринимательства НИУ ВШЭ.

«Решение поддержать российскую часть исследования GEM и удвоить его масштабы было продиктовано тем, что этот, использующий уникальную методологию проект позволяет максимально объективно оценить все факторы влияющие на предпринимательскую активность в России и, задавая глобальную систему координат, сравнить нашу страну со всем остальным миром, – отметил Виктор Рожков, руководитель департамента коммерческого банкинга Ситибанка. - Исследование предоставляет уникальный анализ и эмпирический материал для любого интересующегося состоянием предпринимательского климата в России и путями его улучшением. Для Citi это важно, поскольку мы считаем необходимым содействовать развитию предпринимательства, как одному из главных факторов повышения социально-экономического благополучия общества. По данным исследования, главной причиной закрытия бизнеса предпринимателями является нерентабельность (45% опрошенных), что, на мой взгляд, в числе прочего является показателем недостатка знаний в области управления бизнесом и низкой финансовой грамотности, именно поэтому основной компонент наших социальных программ составляет обучение предпринимателей».

«Причины низкой предпринимательской активности можно искать в отношении населения к предпринимателям и предпринимательству. И хотя 60% россиян отмечают, что открытие фирмы является удачным выбором карьеры, немногие рассматривают эту возможность. Лишь 8% россиян считают себя способными к ведению бизнеса и видят перспективы для создания фирмы» - отметила Ольга Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Национальный отчет создан в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который в настоящее время является крупнейшим в мире исследованием предпринимательской активности. В России проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт–Петербургского государственного университета и Научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва) при поддержке фонда Citi.

Источник: Ресурсный центр малого предпринимательства


Подняться вверх