Российский СМБ недооценивает возможности Интернета


  • Дата изменения: 21.03.2012

19 марта 2012 года в Москве прошел круглый стол «Малый и средний бизнес и Интернет: технологические возможности развития. Истории успеха и проблемы». Мероприятие организовали комитет Ассоциации европейского бизнеса (AEB) по информационным технологиям и телекоммуникациям и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства.

Напомним, AEB является некоммерческой организацией. Она основана в 1995 году, на сегодняшний день объединяет более 600 компаний из стран Евросоюза и России. По словам организаторов, предыдущее мероприятие с похожей повесткой дня выявило, что далеко не все предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, используют возможности Интернета.

Прежде чем говорить о преимуществах, которые может получить малый и средний бизнес, сконструировав свой интернет-ресурс и, таким образом, выйдя в Сеть, несколько слов о российской аудитории глобальной сети.

В начале текущего года Институт социологии РАН обнародовал результаты исследования, которое выявило: имеют компьютер дома всего 19% россиян. Владеют навыками работы на компьютере 38% населения. В среде небогатых граждан страны (а их в стране 59%), умеют обращаться с компьютером 19%. К слову, по европейским меркам, средний класс составляет 6-8%.

Виктор Климов, заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ, отметил, что власти понимают, что средний и малый бизнес должны расти. Более того декларируется, что к 2020 году порядка половины населения страны будет работать именно в секторе СМБ. Однако, каким образом эти надежды сбудутся, пока не ясно.

В 2011 году был осуществлен один из «Форсайт-проектов», посвященный будущему развитию СМБ. Слово «Форсайт» буквально означает «взгляд в будущее». Это не планирование, но инструмент долгосрочного прогнозирования. Другими словами, Форсайт содержит элементы активного влияния на будущее.

Виктор Климов рассказал, что проект выявил интересную картину. Принято считать, что компании, работающие в сегменте малого и среднего бизнеса, обладают большой гибкостью, адаптивностью, а также быстро развиваются, благодаря высокой конкуренции в своей среде. В мире это действительно так, однако в России картина иная: малый и средний бизнес конкурировать не хочет. Небольшие и средние компании предпочитают «сесть» на какой-то ресурс (сырьевой, административный и так далее).

Реальность на сегодняшний день такова, что страна все глубже погружается в демографическую яму. То есть, будущих предпринимателей становится все меньше. Эта ситуация накладывается на тяжелую экономическую ситуацию. Наиболее привлекательными для молодежи является работа в госструктурах или крупных корпорациях, где возможен карьерный рост. Здесь ситуация наиболее устойчива к экономическим потрясениям. Кстати, и образование сегодня подстроилось под потребности госучреждений и корпораций.

Второй момент связан с тем, что растет количество мигрантов. Этот тренд наблюдается во многих странах. Приток мигрантов неизбежен, потому что экономике нужны людские ресурсы, и новые предприниматели также появятся из среды мигрантов.

Виктор Климов также отметил уход государства из сфер образования и здравоохранения, так как оно не в состоянии финансировать их в достаточной степени. Поэтому данные сферы уже сейчас демонстрируют возросшую активность в части предпринимательства – медицина и образование коммерциализируются. К слову, именно коммерческая медицина и образование сейчас довольно широко используют Интернет для предложения своих услуг, для дистанционного обучения и консультаций.

Еще один мировой тренд: глобальные экономические и экологические ограничения для бизнеса. Ресурсы каждой страны уже рассматриваются, как общемировые, так как их наличие или отсутствие глобально влияют на весь мир. Большинство российских предприятий не готовы работать по новым стандартам и в условиях ограниченных ресурсов (энергопотребление, пресная вода). Уход таких предприятий с рынка создает ниши для СМБ-бизнеса.

Что касается использования Интернета, то кроме известных сегодня преимуществ (предложение услуг широкой аудитории, обратная связь, формирование сообществ по различным вопросам и так далее), Сеть позволяет предпринимателям часть функций отдать на аутсорсинг. Также глобальная сеть стала инструментом для части населения, которая предпочитает работать фрилансерами (журналисты, дизайнеры, художники, переводчики, программисты и так далее).

О том, что представляет собой интернет-экономика сейчас, рассказала Ольга Коцур, консультант, The Boston Consulting Group. Исследование на эту тему в 2009 году провела Бостонская консалтинговая группа совместно с Google.

В России интернет-экономика в 2009 году составляла 2% от ВВП (в Великобритании – 8,3%). В контексте ВВП, Интернет – это затраты населения на доступ, оплата услуг. В России это соотношение составляет 50/50. Для сравнения – в Великобритании соотношение 80/20. Двадцать процентов приходится на оплату доступа в Интернет. Государственные услуги в России по сравнению с другими государствами, автоматизированы мало. Инвестируют в развитие сети и интернет-услуг пока крупные телекоммуникационные компании.

Предприятия малого и среднего бизнеса не имеют интернет-ресурсов, ссылаясь на отсутствие средств на разработку необходимых приложений, а также сотрудников, в обязанности которых входила бы поддержка ресурсов.

Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia, рассказала, что 82% сайтов предприятий малого и среднего бизнеса – это «сайты-визитки». Только 22% сайтов используется для продажи услуг и связи с клиентами. Чтобы помочь предприятиям СМБ сектора, Google предлагает целый ряд сервисов, часть которых, бесплатны.

О практическом применении интернет-ресурсов в своем бизнесе рассказали представители компаний «Отельдискаунт.ру», «ЛавкаЛавка» и руководитель проекта «Sopay».

Источник: nnit.ru


Подняться вверх