Демонтаж среднего и малого бизнеса


  • Дата изменения: 26.02.2013

В Государственной Думе продолжается обсуждение законопроекта «О рекламе», который взбудоражил предпринимательское сообщество. Дело в том, что принятый в первом чтении в конце прошлого года законопроект депутата Виктора Звагельского № 600029-5

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» может стать своеобразным катализатором передела российского рынка наружной рекламы. Под жестким напором общественности в Госдуме наконец-то была создана рабочая группа, в которую вошли представители общественных организаций и операторы outdoor-индустрии. Сегодня она пытается найти компромисс буквально по каждой поправке в этот многострадальный законопроект.

Немного предыстории. С июля 2008 года Закон «О рекламе» установил новые требования к владельцам рекламных конструкций. Договоры на их установку и эксплуатацию могут заключаться только на пять лет, а по истечении срока места под рекламоносители должны распределяться исключительно по результатам торгов. Уже в этом году у многих конструкций истекают сроки по ранее заключенным договорам. Это означает, что предпринимателям грозят многомиллионные штрафы.

Эксперты администрации президента РФ, правительства России, антимонопольной службы, общественных организаций и предпринимательского сообщества, изучив законопроект, пришли к выводу, что предлагаемые поправки, декларируя правильные цели, фактически содержат коррупциогенные составляющие, направлены на увеличение возможности административного воздействия на бизнес в сфере наружной рекламы. Таким образом, полагают эксперты, законопроект входит в противоречие с предложенными президентом РФ Владимиром Путиным мерами по реализации государственной политики при поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

По заключению экспертов, в случае принятия поправок без тщательной их проработки количество предприятий малого и среднего бизнеса, работающих сегодня в отрасли наружной рекламы, сократится с нынешних 70% чуть ли не до нуля. И это все на фоне печального анализа, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», подчеркивающего, что за 2012 год количество индивидуальных предпринимателей в России сократилось на 200 000.

В адрес президента России, председателя правительства и депутатов Госдумы предприниматели из многих городов страны направили письма с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. «Законопроект содержит нормы, содержащие ограничения возможности использования государственного и частного имущества в целях установки рекламных конструкций, что является нарушением прав собственников. Предлагаем исключить указанные положения из законопроекта как противоречащие статьям 34 и 35 Конституции Российской Федерации». Это строки из коллективного письма представителей Московской рекламной гильдии при Московской Торгово-промышленной палате Владимиру Путину. Авторы возмущены тем, что «предложение законопроекта по созданию дополнительных надзорных органов за наружной рекламой на уровне и за счет средств бюджетов субъектов РФ противоречит статье 71 Конституции РФ в части дублирования функций существующих федеральных органов исполнительной власти и может привести к нарушению единства экономического пространства и добросовестной конкуренции».

В письмах предпринимательского сообщества из Омска, Перми, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Владимира, Ульяновска, Уфы, Казани, Саранска, Красноярска, Москвы, адресованных премьер-министру Дмитрию Медведеву, председателю Госдумы Сергею Нарышкину, звучит тревога: «Проект закона фактически направлен на увеличение административного воздействия на бизнес в сфере наружной рекламы. Предлагаемые поправки вводят максимально комфортный режим «административного» внесудебного принудительного демонтажа рекламных конструкций органами местного самоуправления... Данные обстоятельства создают предпосылки для коррупции».

Президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов в письме спикеру Госдумы разъясняет, что сейчас «около 80% объема рынка наружной рекламы в стране приходится на долю предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня в сфере наружной рекламы занято около 230 тысяч человек, работающих в частных компаниях, оплачивающих налоги, выплачивающих зарплаты. Наружная реклама в России стала важнейшей частью городской среды, одним из основных источников информации для потребителей. Значительная часть рекламных площадей задействована под социальные проекты. Наружная реклама также ощутимо влияет на наполнение муниципальных бюджетов». Автор письма предупреждает о возможных последствиях принятия сырого законопроекта: «В условиях несовершенства процедуры проведения торгов у должностных лиц может появиться соблазн использовать административные возможности для ограничения конкуренции».

Уже сегодня в ряде городов сложилась ситуация, когда в аукционах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций одержать победу оказываются способны только крупные компании, обладающие колоссальными денежными средствами. При этом в настоящее время около 80% объема рынка наружной рекламы в стране приходится на долю предприятий малого и среднего бизнеса. В связи с этим наиболее вероятным вариантом развития сложившейся ситуации становится банкротство большинства компаний малого и среднего бизнеса, работающих в сфере наружной рекламы.

Так, в результате недавно прошедших в Татарстане аукционов, как пишет первый вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин, «около 30 малых рекламных компаний столицы Татарстана прекратили существование, работы лишились более тысячи человек». При этом победителями торгов (среди них и компания Russ Outdoor) стали крупные федеральные игроки данного рынка. Будет ли достигнут консенсус в решении проблем наружной рекламы, судя по всему, станет известно в ближайшее время.

Источник: "Независимая газета


Подняться вверх