«Совет да любовь» (Статья в газете "Наша Вологда" от 6.06.13)


  • Дата изменения: 01.07.2013

За отличную работу по созданию советов домов отмечены активисты ТОСа «Горького» в Заречье. Как «тосовцам» удалось поднять людей с дивана и вывести на собрания?

Делай как я

Для начала активисты ТОСа провели эксперименты в собственных подъездах. Расклеивали объявления, пытались расшевелить пассивных соседей. На первые собрания почти никто не ходил, но капля камень точит. Со временем нашлись старшие по подъезду, провели заочное голосование и выбрали совет. По такому пути в своем доме пошел и Николай Шабашов – председатель ТОСа «Горького»: «Когда я начинал работу по созданию совета дома, особо в этом не разбирался, но понимал, что если мы сами о себе не позаботимся, никто за нас этого не сделает. У многих горожан почему-то сформировалась такая позиция: все плохо вокруг, но это не моя проблема. Приходилось настойчиво переубеждать людей. Зато я научился общаться со всеми – и с тихой бабушкой, и со скандальным дядей…»

В практике – разные случаи. Иногда приходилось ходить на собрания по нескольку раз только для того, чтобы терпеливо отвечать на одни и те же вопросы. «У нас есть дом № 3 по улице Связи, – рассказывает Николай Шабашов. – Там в каждом подъезде был старший, но между собой они никак не могли договориться. С прошлой осени мы начали там проводить собрания, а только весной выбрали совет. Сначала нам не верили, что мы на общественных началах работаем, так сказать, за идею. А когда убедились, что личной корысти у нас нет, работа пошла веселее. За это время и я набрался опыта, мог дать соседям совет по многим вопросам ЖКХ. Ответы искал в Интернете или узнавал в администрации города. Распечатывал дома на обычном принтере целые самодельные справочники, многие меня потом за них благодарили. Ведь главная проблема у нас – дефицит информации. Люди хотят что-то предпринять, но не знают, к кому обратиться. Считаю, что главная задача ТОСа – информационная. Мы должны учить людей бороться за свои права и воспитывать в духе ответственности за свой дом».

Плохого не поСОВЕТуют

Дом по улице Связи, 3, о котором говорил Николай, – обычная пятиэтажка на шесть подъездов. Живут здесь в основном люди среднего возраста – самая тяжелая на подъем аудитория. В отличие от деятельных пенсионеров и энергичной молодежи вологжане среднего возраста чаще всего находят отговорки: работы много, детей некому забрать из школы, машину надо отдать в ремонт… «Желающих возглавить работу по созданию совета дома было немного, – признается председатель СМД «Связи, 3» Елена Меркулова. – Легче стоять в стороне и критиковать. Много собраний мы проводили, много спорили и все же создали совет. Взялись за работу. Я по образованию – инженер и бухгалтер. В первую очередь решила проверить документацию по нашему дому: отчеты управляющей компании, сметы. Затем собрала группу мужчин из разных подъездов, чтобы провести обследование дома. Мы проверили, соответствуют ли записи в сметах тому, что было реально сделано. Естественно, возникли кое-какие вопросы. Сейчас плотно работаем с управляющей компанией «Фрязиново». Надо отдать им должное: идут навстречу, решают вопросы по первому обращению».

В одной лодке

Дружить с советами домов управляющие компании вынуждены, потому что УК работают на деньги, которые платят жильцы. Это люди нанимают УК на работу, а не УК выбирает, какой дом ей обслуживать. Пока это понимание есть не у всех, но с помощью ТОСов ситуация меняется в лучшую сторону. «Мы долго пытались убедить жителей, что надо создавать советы домов, – говорит Ирина Ярмолович, директор УК «Фрязиново». – Когда к нам пришел Николай Шабашов из ТОСа «Горького» и предложил сотрудничество, мы его активно поддержали. Мы очень заинтересованы, чтобы советы домов работали, иначе толком не решить ни одного вопроса. Мы же не имеем права распоряжаться деньгами жителей без их согласия, на все нужно решение совета. И контроль над работой УК тоже должен быть. Мы выполняем работы, их надо принять. А если есть вопросы, надо решать их за «круглым столом», а не манифестациями, где никто никого не слышит. Благодаря ТОСу и советам домов в нашем районе заметны изменения к лучшему. В прошлом году у нас в субботнике приняли участие всего 20 домов, а в этом году, когда создали ТОС и советы домов, пришлось докупать инвентарь. Жители целой сотни домов вышли на уборку!»

На помощь

Почти все председатели вологодских ТОСов отмечают: прежде чем начинать работу на практике, нужно научить людей теории. В юридических аспектах создания совета дома не каждый разбирается, не все читали Жилищный кодекс. А если и читали, не нашли прямого ответа на вопрос, куда конкретно обращаться, если контейнерная площадка во дворе переполнена, потому что мусор неделями не вывозят. Дать людям информацию, оказать помощь, предоставить методические материалы готовы сотрудники Центра по работе с населением, который открылся в Вологде по инициативе главы города Евгения Шулепова. У Центра несколько филиалов в микрорайонах. Среди прочего там работает школа правовой и коммунальной грамотности. Занятия бесплатные, полезные для всех. «Мы открыты для всех желающих, – говорит директор Центра Елена Земчихина. – Готовы помогать вологжанам решать совершенно разные вопросы, в том числе в сфере ЖКХ. К сожалению, основная масса обращений связана именно с жилищно-коммунальным хозяйством. Мы привлекли лучших специалистов для оперативного консультирования вологжан, издали информационные буклеты, справочники. У нас каждый день ведется прием граждан. И это многим горожанам облегчило жизнь: людям не пришлось ездить в администрацию, записываться на прием, ждать в очереди. Они просто пришли в филиал в своем районе и получили всю нужную информацию. Но мы общаемся с людьми не только в кабинете: постоянно выезжаем в различные районы города, участвуем в собраниях, решаем вопросы на месте. В общем, на полпути дело не бросим. Будем держать на контроле, пока заявитель не решил волнующую его проблему».


Подняться вверх