Практика инвестиций, оценка предприятий и компаний


  • Дата изменения: 28.10.2013

Современная методология оценки бизнеса мало зависит от целей проведения процедуры анализа реального состояния предприятия или компании, на ранних этапах оценки, необходимо четко сформулировать задачи рабочей группе, реализующей технологии оценки бизнеса.

Методики, применяемые для оценки предприятия можно разделить на две группы, первая – когда аналогичные компании присутствуют на рынке, вторые применяются, если предприятие является уникальным. Для уникальных предприятий применяется оценка по отдельным элементам, составляющим эти предприятия, а затем, общую стоимость получают суммированием стоимостей отдельных составляющих.

Для предприятий имеющих рыночные аналоги, возможны несколько подходов:

  • оценка по рыночной стоимости;
  • оценка по стоимости активов;
  • оценка по доходности.

Если осуществляется оценка компании по рыночной стоимости, следует сопоставить предприятие с другими, которые уже проданы на рынке, и определить, чем оцениваемое предприятие отличается от проданных компаний. Достоверность сопоставления производится на основе финансовых документов, экспертных оценок состояния рынка, анализа текущих и прошедших сделок, оценки различных отраслевых экономических факторов и макропоказателей.

При необходимости учитывать перспективы развития, применяется оценка по доходности, которая предполагает «проектный» подход к существующему бизнесу. Как правило, используется показатель чистого дохода и дисконтированный поток наличности.

Для собственников предприятия (акционеров), важна оценка существующего состояния бизнеса на основе текущих активов предприятия. В этом случае используются такие показатели как балансовая стоимость материальных активов, рыночная стоимость материальных активов, ликвидационная стоимость, стоимость замещения, стоимость воссоздания.

Поэтому, оценку компаний и предприятий следует проводить через специализированные компании, владеющими современными методиками расчетов стоимости. Кроме того, оценка предприятия всегда носит субъективный характер, в зависимости от целей проведения мероприятия – всегда цели продажи и цели инвестирования создадут разные результаты оценки компании, поскольку элементы и показатели расчетов будут выбраны на основе различных подходов к оценке активов и доходов.

Кроме того, при оценке бизнеса необходимо учитывать следующие факторы:

  • состояние отрасли, в которой ведется бизнес и место компании в отрасли (доля рынка);
  • динамику прибыли предприятия
  • динамику инвестиций
  • стабильность кадрового состава (ключевых исполнителей)
  • эффективность корпоративного менеджмента
  • состояние бухгалтерского и управленческого учета
  • уровень автоматизации производства и управления компании.

Источник: VestiRegion.ru


Подняться вверх