Потенциальные бизнесмены боятся кредитов


  • Дата изменения: 20.05.2014

Между намерением открыть свой бизнес и его реальным открытием – большая дистанция. Из общего числа людей, планирующих стать бизнесменами или завести еще одно новое дело, реализуют свои цели менее трети, отметила младший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Анна Липатова

Открытие собственного бизнеса – яркий пример запланированного и преднамеренного поведения. Но насколько сильно на практике взаимосвязаны намерение и непосредственные действия? Этот вопрос представляет интерес с исследовательской точки зрения.

Если потенциальный бизнесмен получил, допустим, кредит в банке или арендовал помещение, он демонстрирует осуществление намерения. Но не все, заявив о намерении, решаются на подобные шаги. Чтобы понять, какова доля реально реализующих свои предпринимательские планы, и что этому способствует или мешает, МНУЛ СКИ было запущено двухэтапное панельное исследование в двух федеральных округах – Центральном и Северокавказском – летом 2012-го и весной 2013 года.

На первом этапе, в 2012 году, как рассказала автор доклада Анна Липатова, было проведено свыше двух тысяч интервью с респондентами, которых спрашивали об их предпринимательских намерениях. Средний возраст опрошенных – 36,5 лет.

В 2013 году тем же респондентам задали прежние вопросы и несколько уточняющих: о типе бизнеса и причинах успеха или неуспеха в реализации бизнес-планов. В ходе исследования использовалась специально разработанная в соответствии с теорией планируемого поведения анкета – опросник намерения быть предпринимателем.

Предпринимательское намерение не стабильно

Большинство людей, планирующих открытие собственного бизнеса, свои планы не реализуют, доказывают результаты исследования. Респондентов, которые летом 2012 года собирались открыть свое дело, из общего числа опрошенных было 269 человек. В повторном опросе приняли участие 164 человека. Из них свой бизнес в 2013 году имело 29 респондентов. Результаты показали, что большая часть респондентов, около 77%, бизнес так и не открыли. «Можно предположить, что между высказанным намерением и непосредственным поведением существует минимальная зависимость», – замечает Липатова.

Результаты исследования демонстрируют, насколько нестабильны предпринимательские намерения. Треть респондентов, которые в 2012 году на вопрос: «Намерены ли вы открыть собственный бизнес в течение ближайших двух лет?» ответили неопределенное «может быть», не изменили свою позицию и в 2013 году. Но 37% респондентов, ранее планировавших стартап, от своего намерения ко времени повторного опроса отказались.

Зато наиболее стабильным оказалось нежелание открывать собственный бизнес – 75% опрошенных в 2012 году подтвердили свой ответ и в 2013-ом.

Бюрократия губит стартапы

В ходе второй волны в опросник были добавлены вопросы о том, какие проблемы возникают при открытии собственного дела, почему предприниматель потерпел неудачу или не предпринял попыток начать бизнес.

Среди состоявшихся начинающих бизнесменов, как сказано в исследовании, большинство не видят особых проблем при открытии своего дела. Некоторые указали, что в самом начале не испытывали проблем, однако столкнулись с ними на более поздних этапах.

Среди перечисленных респондентами проблем наиболее часто упоминается бюрократизация: необходимость сбора большого количества документов и длительность рассмотрения различных вопросов. «Также к числу проблем участники опроса отнесли: финансовые проблемы (например, невозможность получить кредит или инвестиционные сложности), чрезмерное налогообложение и коррумпированность чиновников, недостаточность государственной поддержки (проблемы с законодательством, нехватка финансирования малого бизнеса), а также дороговизна аренды или сложности с нахождением места», – рассказала Липатова.

Были упомянуты и проблемы, связанные непосредственно с деятельностью предпринимателя: недостаточность знаний, неумение найти свою нишу, проблемы с подрядчиками и квалификацией персонала.

Ставка на торговлю и услуги

Торговые предприятия, фирмы по оказанию услуг (от службы такси до похоронного агентства) и строительные компании – вот лидеры среди открываемых предприятий. При этом основной спектр проблем чаще всего встречается в сфере продаж и сфере услуг, хотя четкой закономерности не выявлено, отмечено в докладе.

Среди причин неудачи предпринятых попыток, в основном назывались финансовые проблемы. Большинство респондентов рассказали, что не смогли найти достаточно средств. Многие, как показало исследование, просто бояться брать кредиты или рисковать имеющимися деньгами, что, по мнению Липатовой, можно объяснить нестабильной ситуацией в стране и мире.

Нехватка или отсутствие начального капитала является основной причиной отказа от попыток открыть собственный бизнес. Однако результаты исследования доказывают, что личная составляющая не менее значима и даже, как замечено в докладе, «проявляется гораздо сильнее», чем проблемы с начальным капиталом. Довольно много респондентов, отвечая на вопросы, призналось, что они либо довольны существующим положением вещей, либо передумали, либо им просто лень.

http://opec.ru/text/1709754.html


Подняться вверх