Стратегия развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2025 года «Насон-город»


  • Дата изменения: 03.06.2014

Стратегия развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2025 года «Насон-город»

Стратегия развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2025 года «Насон-город» утверждена решением от 24 апреля 2014 года № 2065

Развитие туризма в городе Вологде осуществляется на основе комплексного подхода, который может быть реализован с помощью кластеризации отрасли. Наличие и учет взаимосвязей расположенных на территории города отдельных туристских объектов позволяет объединить их в кластер, создание которого способно позиционировать город в качестве одного из туристских центров Северо-Западного федерального округа.

Туристско-рекреационный кластер города получил название в честь каменной крепости, заложенной по приказу царя Ивана Грозного в Вологде в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало название крепости – Насон-город.

Цель развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город» – объединить достопримечательности, памятники каменного и деревянного зодчества, парки и набережные, расположенные вдоль реки Вологды и в исторической части города, филиалы Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, выставку деревянного малоэтажного домостроения «Вологодская слобода», парк Мира в удобную сеть туристических маршрутов и создать крупную рекреационную зону в центре Вологды для вологжан и гостей города.

В туристско-рекреационном кластере «Насон-город» выделены:

  1. «Ядро» – организации, вокруг которых группируется кластер, осуществляющие производство и продвижение турпродукта. В городе работают областной историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, картинная галерея, три частных музея, областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина, галерея «Красный мост», центр культуры «Красный угол», две концертные организации. Наиболее привлекательными туристическими объектами являются ансамбли Вологодского кремля, дом-музей Петра I, комплекс «Вологодская слобода». Муниципальные учреждения в сфере туризма представлены «Центром содействия развитию предпринимательства и туризма» и «Центром народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад». Поддержку развитию туризма оказывают Вологодская торгово-промышленная палата, «Центр кластерного развития Вологодской области», «Бизнес-инкубатор».
  2. «Инфраструктура кластера» представлена 119 турфирмами (в том числе 24 туроператорами), 30 коллективными средствами размещения, 72 предприятиями общественного питания, 8 специализированными магазинами и 20 отделами по продаже сувенирной продукции и изделий народных художественных промыслов, внутригородским общественным транспортом, железнодорожным вокзалом и автовокзалом, аэропортом.
  3. Сфера образования включает подготовку по направлению «Туризм» и специальности «Гостиничный сервис» тремя организациями высшего образования и тремя организациями среднего профессионального образования.

Для формирования и развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город» существует ряд объективных предпосылок:

1. Богатое культурно-историческое наследие. Вологда – древний город, обладающий особо ценным историческим наследием. Официальной датой основания Вологды считается 1147 год. В «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописце» Ивана Слободского повествуется о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье Троицкого монастыря «расстояния на полпоприща» от Ленивой площадки. Визитной карточкой города являются памятники деревянного и каменного зодчества. На улицах и набережных сохранились постройки в стилях барокко и классицизма конца XVIII и первой половины XIX века. Многочисленные храмы и монастыри являются мощными источниками истории и духовности. На территории туристско-рекреационного кластера «Насон-город» находятся: 136 объектов деревянного зодчества; 24 объекта гражданской каменной архитектуры; 32 церкви и храма; 9 памятников и мемориалов.

2. Уникальные народные промыслы и ремесла. Мастера земли вологодской вошли в историю российской культуры как создатели удивительных произведений народного искусства. Всемирную известность и широкое признание снискало вологодское кружево. Кружевные изделия выполняются мастерами вручную по старинной технологии на коклюшках из экологически чистого северного льна и хлопковых волокон. Ассортимент представлен аксессуарами для костюмов: воротники, вставки, пелерины, жилетки, шарфы, косынки; изделиями для интерьера: салфетки, дорожки. Вологодским кружевом украшают одежду, постельное и столовое белье, сумочки и валенки.

Вологодская финифть издавна пользовалась широкой популярностью на Русском Севере. Красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону отражает красоту и историю вологодской земли. Броши, кулоны, серьги, предметы культового назначения, настенные панно, шкатулки – настоящие произведения искусства.

Вологда – центр льняного производства. В Вологде производят льняные одежду, обувь, аксессуары, превосходное постельное и столовое белье, полотенца, прихватки и различные сувениры.

Вологодская роспись – одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения северной природы – ягод, листьев, цветов. Сегодня мастера украшают росписью бочонки, короба, ушаты, салатники, конфетницы, ложки, кружки и другие изделия.

Вологодское масло – еще одна визитная карточка города. В 1878 году, побывав в Париже на сельскохозяйственной выставке, Н.В. Верещагин создал новый сорт масла с неповторимым нежным вкусом и ароматом. Впоследствии оно стало именоваться Вологодским.

Вологда славится и кружевной деревянной резьбой, украшающей старинные балконы и карнизы. Вологда бережно сохранила до наших дней настоящие шедевры художественной резьбы по дереву, которые можно увидеть буквально на каждом старинном фасаде дома, а также свои самобытные традиции и обычаи. Мастера работают с разными породами дерева – дубом, сосной, березой, елью, лиственницей, липой. Произведения ориентированы на образцы изделий народного искусства: декоративные плакетки, выполненные в форме прялок, трепал, украшенные стилизованным орнаментом, повторяющим мотивы традиционной резьбы по дереву; деревянная скульптура; сюжетные картины.

На территории области существует и успешно развивается система добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт». Туристы и горожане приобретают лучшую продукцию местных производителей, маркированную этим знаком. Он представляет собой коммерческий бренд, созданный с целью повышения конкурентоспособности продукции вологодских товаропроизводителей. Среди 29 участников этой системы сертификации, наиболее известными являются ООО «Вологодская ягода», ЗАО «Кондитерская фабрика», ООО «МиМП», ЗАО «Агромясопром» и др.

3. Вологда – родина многих выдающихся людей. Среди них поэты К.Н. Батюшков, Н.М. Рубцов, А.Я. Яшин; писатели В.А. Гиляровский, В.Т. Шаламов, В.И.Белов; ученые Ф.Ф. Фортунатов, Х.А. Чеботарев, М.Я. Мудров; авиаконструктор С.В. Ильюшин; космонавт П.И. Беляев; композитор В.А. Гаврилин, купец и меценат Х.С. Леденцов; маслодел и сыровар Н.В. Верещагин; географ и краевед П.И. Рычков и многие другие.

4. Вологда обладает незабываемым обаянием и своей уникальной атмосферой. В центральной части города Вологды красота среднерусской природы гармонично сочетается с многочисленными памятниками истории и архитектуры. Город наполнен зеленью, солнечным светом и чистым воздухом. Северная природа сочетается с уединенностью, тишиной и неспешным течением реки. Особенно красива река и ее берега в вечернее время, когда лучи закатного солнца окрашивают все вокруг в мягкие золотистые цвета.

5. Вологда – центр сосредоточения фестивальной культуры и деловой жизни, продолжения древних традиций русской земли. В городе ежегодно проходят культурные события всероссийского и международного уровня, веселые праздники и ярмарки.

Названные предпосылки при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон и активном участии организаций туристско-рекреационного кластера «Насон-город» создают широкие возможности для развития туризма в Вологде.

Целью Стратегии является создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей города в туристских услугах, и, как следствие, увеличение туристского потока в Вологду в три раза
в период с 2014 по 2025 годы.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд взаимосвязанных задач:

  • поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма (культурно-познавательного, событийного, религиозного, семейного, детского, делового);
  • повышение качества, конкурентоспособности туристских и сопутствующих им услуг до международного уровня;
  • развитие туристской инфраструктуры;
  • повышение уровня общей безопасности в городе;
  • формирование положительного имиджа и продвижение бренда города Вологды;
  • повышение уровня благоустройства территории города;
  • развитие межгородского сотрудничества с городами-побратимами и другими зарубежными партнерами в сфере туризма;
  • развитие сотрудничества с туроператорами и туристическими агентствами других регионов и стран, в первую очередь с Москвой и Санкт-Петербургом;
  • повышение инвестиционной привлекательности туристского комплекса города Вологды.

В основу Стратегии положены следующие принципы:

1. Преемственность. Стратегия базируется на результатах реализации Стратегии развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда – культурная столица Русского Севера» и является ее продолжением на качественно новом уровне.

2. Проектный подход. Каждое направление Стратегии включает проекты, которые структурированы и разделены на следующие группы:

Приоритетные проекты – проекты, направленные на решение наиболее важных задач развития туристской отрасли в городе Вологде и требующие сравнительно небольших капиталовложений. Приоритетные проекты разработаны в ходе обобщения инициатив жителей и гостей города Вологды, а также экспертов в области туризма.

Проактивные проекты – проекты модернизации туристской отрасли города Вологды, требующие значительных капиталовложений и направленные на создание качественно нового рынка конкурентоспособных туристских услуг.

3. Государственно-частное партнерство. Предполагает различные формы инициативного взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления, организаций малого и среднего бизнеса в туризме, общественных организаций на основе баланса интересов, прав, обязанностей и ответственности сторон.

4. Активность. Данный принцип предполагает участие города Вологды в региональных, федеральных и международных программах, проектах и конкурсах. Это не только способствует продвижению бренда города Вологды во внешней среде, но и позволяет привлекать дополнительные ресурсы на реализацию перечисленных в Стратегии проектов.

5. Сотрудничество. Развитие межрегиональных и международных связей позволяет городу Вологде включаться в глобальные процессы развития туристской деятельности и учитывать актуальные тенденции в сфере туризма на территории города.

6. Системное брендирование города. Предполагает действия по разработке и реализации нового социально-культурного и географического образа города Вологды с целью улучшения имиджа территории в информационном пространстве.

Подняться вверх