Налог с продаж возвращается


  • Дата изменения: 01.08.2014

Идею введения налога с продаж поддержал президент. Эксперты оценивают плюсы и минусы этой меры для экономики

Спор о налогах вошел в прогрессивную плоскость. Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов. Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя», - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации», - комментирует он.

http://q99.it/kEDtGLo

Подняться вверх