ТПП России поддерживают развитие института бизнес - наставничества


  • Дата изменения: 03.12.2014

В пресс-конференции приняли участие вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Наталья Ларионова, директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина, руководитель Международного форума лидеров бизнеса в России (IBLF Russia) Борис Ткаченко, наставник с более чем 15-летним опытом поддержки молодых начинающих предпринимателей Коппада Хансрадж (Индия) и другие.

Как отметил, открывая мероприятие, Владимир Страшко, наставничество не новая тема для российского предпринимательства. Однако сегодня свой отпечаток накладывают рыночные условия, новые формы работы и т.д. ТПП РФ придает огромное значение работе по поддержке молодежного предпринимательства, о чем свидетельствует наличие соответствующих комитетов и департаментов в территориальных ТПП. Он также отметил, что несмотря на то, что в Стратегии-2020 поставлена задача довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 50 процентов, в последние годы наблюдается стагнация и даже некоторое снижение активности бизнеса. Такие мероприятия, как неделя «Опыт роста», где обсуждается актуальная тема бизнес-наставничества, способствуют развитию малого и среднего бизнеса.

Наталья Ларионова в своем выступлении проинформировала, что исследования, измеряющие предпринимательскую активность в различных странах мира, показывают, что российские студенты опережают мир по желанию заниматься бизнесом. Если в первый год после окончания вуза лишь 10 процентов молодых людей желают открыть свое дело, то через 5 лет их уже 50 процентов. Это превышает среднемировые показатели почти вдвое. Кроме того, российские студенты показывают самый высокий результат по числу попыток создать фирму еще до окончания учебы. Уровень общественного одобрения таких молодых людей в России довольно высок, показывают исследования.

Изучив опыт Японии, Великобритании и некоторых других стран, российские эксперты обнаружили, что бизнес-наставники часто работают по контракту с государством и должны иметь высокий уровень профессиональной компетенции. В России структура наставничества пока только формируется. Это связано с тем, что поколение предпринимателей в нашей стране пока не успело достигнуть того возраста и статуса, когда часть их будет готова стать менторами для молодого поколения.

Борис Ткаченко акцентировал внимание присутствующих на том, что менторство – форма эффективной нефинансовой поддержки предпринимательства. Самым сложным периодом для стартапа является первый год работы. Как показали исследования, 75-80 процентов молодых предприятий смогли миновать эту «долину смерти» и сохранить свой бизнес в течение следующих 5 лет в случае, когда они велись опытными наставниками.

По словам Бориса Ткаченко, перед запуском бизнес-наставничества в России был изучен индийский, канадский, аргентинский опыт и адаптирован к российским реалиям. Первым пилотным регионом стала Воронежская область, сейчас программы менторства развиваются уже в 8 регионах. Эта работа ведется в активном сотрудничестве с территориальными ТПП.

Он также привел конкретные примеры, когда российские предприниматели после помощи наставников становились лауреатами престижных международных бизнес-премий. То, что прошлогодний 1-й Российский форум наставничества превратился в этом году в неделю «Опыт роста» свидетельствует о высоком интересе к теме менторства в России.

Коппада Хансрадж поделился опытом развития института бизнес-наставничества в Индии, где, по его словам, традиция передачи опыта молодым предпринимателям имеет богатую и древнюю историю и является частью национальной культуры. Для страны, собирающейся развивать наставничество, важны целостное понимание и комплексный подход к этой теме. В Индии помощь оказывается молодежи от 19 до 35 лет, причем делается упор именно на тех людей, которые не имеют собственных возможностей и им требуется помощь опытного наставника.

Анна Палагина рассказала о работе в системе ТПП по теме бизнес-наставничества. Сейчас наиболее активны Новосибирская, Ростовская и ряд других территориальных палат, однако в будущем эта тема станет одной из ключевых в деятельности ТПП РФ. Пока лишь 7 процентов населения России реально заняты в бизнесе, при этом немногие готовятся сделать свое дело семейным и передать его по наследству. ТПП РФ может стать для молодого предпринимателя точкой входа и местом, где можно найти наставника. В будущем мы рассчитываем на создание механизма государственного участия, подчеркнула Анна Палагина.

Участники пресс-конференции ответили на многочисленные вопросы прессы.

Подводя итоги мероприятия, Владимир Страшко отметил, что главное – наработка практики наставничества в России и популяризация этого вида деятельности. Акцент необходимо делать на работе с молодыми предпринимателями из регионов, считает Владимир Страшко. В дальнейшем нужно продумать формы поощрения и государственной поддержки для наставников, которые сейчас фактически занимаются социальной деятельностью на благо государства и отечественного предпринимательства.

http://rcsme.ru/ru/news/show


Подняться вверх