Воробьева Елена Ивановна

Начальник Управления образования

Высшее образование, Вологодский государственный педагогический институт, 1973 год

Я не очень люблю слово «карьера». Чаще карьеристы ставят свои цели и идут к ним, несмотря ни на что. Я человек без особых амбиций, о карьере задумывалась меньше всего, просто долго занималась образовательной сферой на разных должностях, в общей сложности более 30 лет. После института мне сразу повезло с наставниками: требовательные профессионалы расслабляться молодому учителю не позволяли, поддерживали и обучали. А продвижение по службе человека тогда было возможным только после тщательной проверки его деятельности. Счастлива, что мне никогда не приходилось просить работу, всегда были предложения.

Определенные результаты связываю с тем, что мне всегда нравилась моя работа, моя профессия, с удовольствием общалась с детьми, любила свои предметы - химию и биологию, не уставала учиться у настоящих педагогов и очень их уважала.

Работала учителем, заместителем директора, почти 10 лет директором Майской средней школы Вологодского района. Здесь я получила неплохой профессиональный опыт работы в качестве руководителя. Школа была базовой при ВГПУ для повышения квалификации директоров школ области и Северо-Запада. Частыми гостями были представители Министерства образования, зарубежные делегации. Коллектив был высококвалифицированным, старались внедрять все новое; результаты обучения были неплохие. Школа считалась одной из лучших в области. Все это пригодилось в будущем, когда стала руководителем методической службы города Вологды, заместителем начальника Управления образования Администрации города, затем начальником Управления.

Это было время нахлынувшей в сферу образования свободы: стало возможным корректировать учебные планы в школах, выбирать учебники, вводить новые предметы. Открылись кадетские классы, спортивные, внедрялось профильное обучение, осваивались оздоровительные и развивающие программы в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Открывались новые учреждения: гимназия, школа-детский сад, русская, английская школы и др. Активно шла компьютеризация школ, апробировались новые учебники, методики в преподавании и образовательные стандарты. Появилось больше возможностей поддерживать талантливых, одаренных детей. Подбирать учебные планы и посильные программы для детей с ослабленным здоровьем.

Всем этим нужно было управлять, не допустить неоправданных экспериментов на детях.

Сейчас абсолютное большинство из начатого сохранилось и получает дальнейшее развитие.

В городе создана своя система учреждений дополнительного образования с учетом разносторонних интересов детей и даже в сложной финансовой ситуации ничего не было закрыто. Многие руководители сферы образования Северо-Запада приезжали перенять опыт создания учреждения «Учсервис», которое обслуживало все образовательные учреждения: от ремонтных работ до закупок оборудования и материалов; от дератизации помещений до настройки пианино. Даже функционировал небольшой цех по изготовлению мебели для детских садов.

На руководство учреждениями подбирались профессионалы, много замечательных педагогов, очень известных далеко за пределами области работает и сейчас. Мы заботились о повышении мастерства молодых учителей, опытные методисты обучали их в городском Центре повышения квалификации.

По инициативе руководителей образовательных учреждений города мне в этот период было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Были и другие звания и награды, но эта самая ценная.

Для каждого человека понятие успеха может отличаться. Для меня успехом может быть и полезная, качественно выполненная работа или решенная задача на определенном этапе, а затем положительное эмоциональное состояние от ее завершения.

Вспоминаются слова известного американского журналиста и редактора Герберта Своупа: «Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться».

Всю жизнь работала с людьми, большую часть руководителем коллективов. Старалась сформировать команду профессионалов, определить цели, четко сформулировать задачи, проконтролировать исполнение. Отчетливо понимая, что за конечный результат отвечать нужно самой, персонально и уж, точно, не пытаться кому-то понравиться.

Если в сфере образования мне все было более-менее знакомо, то на муниципальной службе пришлось многому учиться. Считала, что это большая честь и ответственность работать в Администрации областного центра. Здесь постоянно приходилось разбираться с проблемами и нуждами разных категорий граждан. Я всегда была ответственным человеком, старалась использовать все возможности, чтобы решить проблему и очень переживала, если не удавалось, старалась объяснить причину, что-то посоветовать человеку.

За годы работы на муниципальной службе выработались, вошли в практику, стали привычкой многие жизненные постулаты. Так, постоянно убеждалась, что руководитель должен уметь держать слово, не раздавать пустых обещаний. Если хочешь получить от своих подчиненных качественное исполнение поручения, надо поставить задачу так, чтобы она была ему понятна. В Администрации сложилась система контроля за исполнением документов, это приучало нас к порядку, обязательности и грамотному исполнению. Эта привычка мне очень пригодилась в дальнейшем.

Хочется надеяться, что словом «чиновник» в нарицательном смысле, меня не назовут. Такого опыта не набралась. Работала со своими коллегами, людьми в высшей степени порядочными, ответственными, которые полностью отдавали себя работе, сострадали людям. И сейчас приятно с ними встречаться. Эта работа не была легкой: невысокие зарплаты в отрасли, задержки по выплатам, проблемы с местами в дошкольных учреждениях, нехватка педагогов, отсутствие нового строительства; но дни просто летели, яркие и насыщенные.

Теперь могу оценивать работу администрации, как любой житель города Вологды. Но никогда бы не позволила себе, не разобравшись, осуждать власть за какие-то нерешенные в городе проблемы. Одного желания или понимания руководителя, даже высокого ранга, как правило, далеко не достаточно.

Проблема всегда обрастает множеством взаимосвязей, первопричин, очень сложно разрешаемых. Ведь и в семье не все решается просто!

Немецкий писатель Жан Поль сказал: «У женщин - все сердце, даже голова». На моей работе это точно отражалось, тяжело, через себя пропускать чужие беды, но у меня иначе не получалось. Воспринимала чужую боль, как свою, всегда старалась помочь. Недавно, пригласила из фирмы мастера по ремонту, а незнакомый человек говорит: «Вы меня не помните, а мне не забыть. Семья была на грани развала, не на что было жить. Вы ребенка в садик устроили, договорились о материальной помощи, даже с работой жене помогли. А теперь сын уже в институте учится. Спасибо!». Но и мне в помощи люди никогда не отказывали, где бы я позже ни работала. Уметь разбираться в людях, стараться работать для людей, это самое важное!

Считаю, что в Администрации должны работать профессионалы, уверенные в себе люди, способные принимать решения и нести за них ответственность, а также умные и грамотные исполнители.

Психологи считают, что каждый человек рождается счастливым. Он может добиться всего, что захочет; и только мы сами выбираем стать ли нам таковыми или быть неудачниками, вечно жаловаться на жизнь, но при этом и палец о палец не ударить, чтобы выбраться из этого состояния, чтобы поменять свою жизненную ситуацию в лучшую сторону.

Думаю, каждый человек сомневается, и не стоит сразу ставить грандиозные цели. Лучше начинать с конкретных для себя поручений на определенный отрезок времени и действовать, а первые успехи добавят сил и уверенности в себе.

Если верить, что успех – это умение помогать другим людям, т.е делать их счастливее, а мир лучше, то все получится.
Подняться вверх