Обращение Главы города Вологды к жителям города Вологды о бюджетной политике на 2011-2013 годы


  • Дата изменения: 01.09.2010

Уважаемые вологжане!

Традиционным стал уже наш разговор об основных направлениях налоговой и бюджетной политики города Вологды в преддверии формирования городского бюджета на предстоящий год. Считаю это правильным. Прежде всего, потому, что у нас есть возможность открыто обсудить перспективы развития нашего города, проблемы, которые следует решить, выбрать приоритеты расходования бюджетных средств, чтобы жизнь в нашем городе с каждым годом становилась все более комфортной.

В прошлом году в это же время мы находились в сложной нестабильной ситуации: на тот момент я вынужден был констатировать рост уровня безработицы и инфляции, падение объемов производства и, к сожалению, снижение реального уровня доходов граждан. Как результат, мы говорили о неизбежном сокращении расходов бюджета.

Сегодня могу с уверенностью сказать, что нам с вами удалось переломить сложившуюся ситуацию. Безусловно, мы не достигли уровня развития 2008 года, но главное, что экономические показатели приобрели положительный тренд. В начале 2010 года средняя заработная плата в городе выросла на 7,2% по сравнению с 2009 годом, на 11,4% вырос объем отгруженных товаров собственного производства, индекс промышленного производства в первом квартале 2010 года составил 104,5 процента. Особенно приятно мне отметить, что несмотря на экономический кризис в стране, так широко освещаемый в средствах массовой информации, в городе не прекратился рост рождаемости, и в первом квартале текущего года население нашего города приросло на 14 вологжан больше, нежели это было в прошлом году после успешного 2008 года.

Мы ставили перед собой в прошлом году основную цель – сохранить социальную стабильность в городе и, безусловно, выполнить все взятые на себя обязательства перед населением, пусть даже ценой сокращения «бюджета развития», то есть инвестиционных расходов. Тем не менее, во втором полугодии 2009 года нам удалось, мобилизовав все ресурсы, решить дополнительные социально значимые вопросы, в том числе не предусмотренные первоначально утвержденным бюджетным планом. Был осуществлен ремонт Советского проспекта, благоустроена набережная реки Вологды и сегодня это историческое место, отражающее суть и дух нашего города стало излюбленным местом вологжан. В прошлом году введена в действие долгожданная поликлиника на улице Мальцева, оснащенная самым современным оборудованием, продолжены капитальные ремонты в отделениях вологодской городской больницы №1 на Советском проспекте. Несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов в прошлом году, мы нашли возможность оборудовать 10 спортивных детских площадок, пересмотрели расходы на питание детей в детских садах, увеличив их более, чем на 40 процентов.

На мой взгляд, самое главное не останавливаться, не бояться прогнозов и не ждать, что жизнь преподнесет нам более комфортные условия для развития и реализации задуманного. Как говорится, «глаза страшатся, а руки делают». У нас много смелых, хороших идей, способных существенно улучшить качество жизни вологжан!

29 июня Президент Российской Федерации Д.А. Медведев опубликовал Бюджетное послание о бюджетной политике в 2011-2013 годах, где отметил необходимость сконцентрироваться на новых задачах и достижении поставленных целей. Со своей стороны, могу с уверенностью сказать, что мы полностью готовы поддержать федеральную власть на местном уровне. Последовательное завершение проектов, начало которым было заложено в 2008-2009 годах и взвешенный подход при выборе новых – станут основой формирования бюджета на будущий период, при этом в основу проекта бюджета, как ранее отмечал председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, будет положен консервативный вариант социально-экономического прогноза, который исполним при любом развитии ситуации.

В сложный 2009 год мы были вынуждены использовать все резервы. В том числе сформировать предельный уровень дефицита, покрытие которого большей частью осуществляется за счет заемных средств. Взвешенная долговая политика в период 2005-2008 гг. позволила при сокращении доходов бюджета исполнить все принятые социальные обязательства за счет кредитов коммерческих банков. Но использовать заемные средства в текущем режиме исполнения бюджета, на мой взгляд, ненадлежащая практика, поэтому, перед нами стоит первоочередная задача по обеспечению сбалансированности городского бюджета и постепенному снижению уровня дефицита.

Сокращение уровня дефицита, как базовая задача «здорового» финансового положения города, достигается совокупностью управленческих решений и мероприятий, где первостепенную роль, как источник для последующих управленческих решений, играет повышение доходности городского бюджета в среднесрочной перспективе. Надо признаться, что на сегодняшний день, несмотря на все предпринятые усилия, мы не добились положительной динамики в работе с недоимкой по налогам, объем которой сравним с ежегодным объемом бюджетных инвестиций. Основную долю сложившейся недоимки составляют имущественные налоги с физических лиц. Считаю, что в этой ситуации, самым эффективным механизмом является ответственная гражданская позиция каждого жителя за чистоту города, за состояние дорог и дворов, за обеспечение деятельности образования и здравоохранения в городе.

Мы продолжим работу по инвентаризации муниципального имущества и реализации на торгах имущества, не используемого по назначению и не востребованного при реализации полномочий муниципального образования, но содержащегося за счет средств бюджета. На средства, полученные от продажи зданий и земельных участков, планируется построить детские сады и спортивные сооружения, в которых город испытывает острую необходимость на сегодняшний день. Таким образом, взамен ветхого и функционально невостребованного имущества муниципальная казна пополнится новыми социальными объектами, имеющими высокое значение для воспитания и развития подрастающего поколения.

Для построения модели эффективного управления бюджетными ресурсами города Вологды наполнение доходной базы бюджета должно сопровождаться рациональным управлением расходами бюджета и в этой связи считаю архиважной задачей - повышение эффективности каждого вложенного рубля.

Исходя из этого, первое:

Городу необходимы привлечение и консолидация ресурсов. На каждый бюджетный рубль необходимо привлечь два из частного капитала! Растущая потребность в объеме и качестве предоставления социальных услуг объективно не может быть удовлетворена за счет одних только бюджетных ресурсов в силу их ограниченности. Считаю, что практика государственно-частного партнерства является основой для будущего повышения эффективности бюджетных инвестиций. Мы уже рассматриваем ряд инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства в области жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения. Срок реализации таких проектов от 3 до 10 лет, что существенно превышает срок бюджетного планирования и требует от нас ответственного и взвешенного подхода. Исходя из чего

второе. Назрела объективная необходимость жесткой увязки стратегического планирования, учета всех принятых и длящихся расходных обязательств, с бюджетным планированием. Стратегические задачи должны сопоставляться с реальными возможностями. Поэтому, считаю, что сейчас, как никогда кстати, будет переход к формированию трехлетнего бюджета. С таким предложением я планирую выйти к депутатам Вологодской городской Думы на заседании сессии в сентябре текущего года.

Что нам с Вами даст трехлетний бюджет? Ну, во-первых, четкие ориентиры развития в среднесрочной перспективе. Во-вторых, публичность документа обеспечит последовательность принятия управленческих решений, а ограничения по внесению изменений в ранее принятый бюджет не позволят ежегодно увеличивать расходы по уже принятым решениям и будут способствовать повышению ответственности за достоверность финансово-экономических обоснований по принятию новых расходных обязательств и эффективность использования бюджетных средств.

Новые предложения о направлении расходования бюджетных средств должны рождаться после тщательной оценки действующих расходных обязательств на предмет их востребованности с точки зрения стратегических задач и экономической эффективности, в том числе путем оценки альтернативных вариантов достижения поставленных задач.

Третье. Безусловное достижение поставленного результата. Необходимо исключить возможность появления «долгостроев» и «замороженных» объектов бюджетных инвестиций. К сожалению, такая практика на сегодняшний день еще существует и не только в сфере строительства. Но, если в области бюджетных инвестиций применение программно-целевого метода позволит четко отслеживать поставленные цели и их достижение, а также управлять ежегодной нагрузкой на бюджет и не допускать принятия обязательств, не обеспеченных средствами, то разветвленная сеть бюджетных учреждений еще не готова работать исходя из достигнутых результатов.

«Бюджетирование, ориентированное на результат», которое мы ставим «во главу угла» уже не первый год, несмотря на используемый механизм доведения муниципальных заданий, пока не дало ожидаемого результата. Мы не достигли повышения эффективности вложения бюджетных средств в муниципальные учреждения. Оптимизация бюджетной сферы, проведенная в 2009 году, позволила временно высвободить часть бюджетных ресурсов, но это было оперативной реакцией на сложившуюся внешнюю ситуацию. В текущий момент у нас есть возможности включить в работу более эффективный механизм оценки структуры и качества оказываемых муниципальных услуг населению, поиска альтернативных вариантов, тем более, что принятие федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" требует от нас оперативного и ответственного принятия решений в определении нового статуса бюджетных учреждений. Поэтому

четвертое – обеспечение планомерного и своевременного введения новых принципов деятельности муниципальных учреждений. Принятый федеральный закон, нацеленный на повышение доступности и качества муниципальных услуг, потребует от Администрации города Вологды мобилизации всех ресурсов и в короткие сроки обеспечить полную реорганизацию бюджетной сферы методологически, финансово и организационно. Для обеспечения полной реализации в установленные сроки положений этого закона нами уже принят календарный план разработки нормативно-правовой документации, призванной регламентировать работу «новых» бюджетных учреждений. Кроме того, изменение статуса бюджетных учреждений влечет за собой повышение свободы, как управленческих решений, так и персональной ответственности руководителей муниципальных учреждений за результаты работы учреждения, его финансово-экономическую деятельность. В связи с этим нам необходимо обеспечить учреждения квалифицированным кадровым потенциалом, это должны быть активные, грамотные и квалифицированные управленцы, готовые нести ответственность за принимаемые решения. Завершить процесс реорганизации планируется осенью 2011 года.

Обозначенные мною выше задачи - масштабные, непростые и требуют значительных затрат времени и сил, но это далеко не исчерпывающий перечень мероприятий, направленных на инвестирование в человека. Мы ставим перед собой задачи снижения смертности и повышения рождаемости в Вологде. Начиная с 2009 года мы ежегодно приобретаем современное дорогостоящее медицинское оборудование в наши больницы. Планируем возродить практику предоставления ведомственного жилья, прежде всего, в сфере здравоохранения, в целях привлечения молодых квалифицированных специалистов в город. При рассмотрении направления расходования бюджетных средств в 2011 году одним из важных приоритетов будет продолжение работы по расширению и развитию сети дошкольных образовательных учреждений, при этом наша цель – ежегодный прирост на 500-700 мест в детских садах. Продолжатся ремонтные работы в образовательных учреждениях и оснащение их средствами противопожарной безопасности.

В будущем году мы возрождаем городскую целевую программу поддержки одаренных детей, цель которой не только поддержка и выявление одаренных детей, но и создание условий для развития творческого потенциала таких детей в условиях наших муниципальных образовательных учреждений.

Наш приоритет на 2011-2013 годы – развитие массового спорта. Наряду с завершением строительства спортивных залов широкой направленности, мы продолжим работы по ремонту и восстановлению дворовых и школьных спортивных площадок. Спортивный дух, упорство в достижении поставленных целей, привитые с детства, формируют будущего здорового человека с активной жизненной позицией, с высоким уровнем трудовой и творческой активности. Именно такие люди, на мой взгляд, способны сделать Вологду максимально комфортным, гармоничным городом. Городом, который с гордостью можно назвать своим домом!


Подняться вверх