• Дата изменения: 23.01.2014

«Мы должны обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности госинвестиций, всей бюджетной политики».
Послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов» 

«Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса».
Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации

Бюджет в доступной для граждан форме сформирован на основе показателей Бюджета города Вологды на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме и разработан в целях ознакомления граждан с основными параметрами бюджета муниципального образования «Город Вологда».

Основные понятия, термины и определения

Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает «копилку» - физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства.

Сегодня бюджет - это оформленный документально план поступлений и выплат. Так, например, бюджет города Вологды, ежегодно принимаемый Вологодской городской Думой, в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета) и их ожидаемые годовые значения.

Если при формировании бюджета доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный.

Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские и бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки средств на счёте бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники.

Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Какие бывают бюджеты?

Бюджеты семьи,
Бюджеты публично-правовых образований: Бюджет Российской Федерации, Бюджеты субъектов Российской Федерации, Бюджеты муниципальных образований,
Бюджеты организаций.

Сравнительные примеры бюджета города Вологды и семейного бюджета:

Бюджет города Вологды на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы утверждён решением Вологодской городской Думы от 19 декабря 2013 года № 1950 со следующими показателями (млн. руб.) :

Основную долю в доходах бюджета города Вологды составляют безвозмездные поступления в бюджет – межбюджетные трансферты (средства), предоставляемые одним бюджетом другому. Доля безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования «Город Вологда» в 2014-2016 годах составляет около 60,0 % общего объёма доходов.

Межбюджетные трансферты подразделяются на субсидии и субвенции.

Субсидии
(от лат. “subsidium” – поддержка) предоставляются в целях долевого софинансирования полномочий муниципального образования «Город Вологда»
Субвенции
(от лат. “subvenure” – приходить на помощь) предоставляются в целях финансирования государственных полномочий, переданных муниципальному образованию «Город Вологда»

Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за муниципальным образованием «Город Вологда» закреплены полномочия по осуществлению дорожной деятельности за счёт бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области, в том числе на проектирование и строительство (реконструкцию) дорог общего пользования местного значения.

Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования – это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определённую долю финансирования (обычно от 5% до 50%) на те же цели.

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочий переданных законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года №1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования».

Остальная доля доходов бюджета муниципального образования «Город Вологда» (около 40%) – налоговые и неналоговые доходы.

В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде (млн. руб.):

Налоги, поступающие в доход бюджета города Вологды, в формировании которых участвуют граждане:

Аналогично источникам доходов формируется и расходная часть бюджета муниципального образования «Город Вологда» (млн. руб.):

Наименование 2014 год 2015 год 2016 год
План План План
Расходы, из них: 6 322,8 6 379,0 6 721,2
собственные средства бюджета города Вологды  2 799,2   2 844,0   3 055,0 
межбюджетные трансферты 3 523,6 3 535,0 3 666,2

Направления расходования бюджетных средств (млн. руб.):

Основную долю в структуре расходов, по-прежнему, занимают такие отрасли как: «Образование» и «Социальная политика».

Основным показателем сбалансированности бюджета является наличие или отсутствие дефицита бюджета.

В случае наличия дефицита бюджета в качестве источников его финансирования могут выступать:

  • разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций и бюджетными кредитами, предоставленными бюджету муниципального образования «Город Вологда» бюджетом Вологодской области;
  • изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита.

В качестве основных источников финансирования дефицита запланированы финансовые операции по привлечению и погашению кредитов кредитных организаций, бюджетных кредитов из бюджета Вологодской области.

Общий объем муниципального долга муниципального образования «Город Вологда» состоит из объёма основного долга по кредитам, полученным городом в кредитных организациях, по бюджетным кредитам, привлечённым в бюджет города из бюджета Вологодской области и объёма обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным бюджетом муниципального образования «Город Вологда» учреждениям и предприятиям города Вологды.


Подняться вверх